четверг, 14 июля 2011 г.

Формула верлибра

Что такое верлибр? Ежедневно тысячи интернет-пользователей задают этот вопрос поисковым системам. Поисковики выдают списки из тысяч страниц с ответами, с сотнями формулировок одного понятия. Такое впечатление, что практически каждый литературовед давал свое определение верлибру. Мне хотелось бы поделиться с вами интересной, на мой взгляд, формулой верлибра, которую составила в 90-х годах прошлого века Ольга Колесникова

Формула Ольги Колесниковой проста, почти примитивна, и в то же время красива, а главное – ни в чем не противоречит существующим определениям современного свободного стиха. Формула эта звучала так: Верлибр это – А (акцентный стих), Б (белый стих) и. В (вольный стих). Четвертая сторона верлибра всегда повернута внутрь. Расшифровке этой формулы и посвящена данная статья.

А, Б, В сидели на трубе

Верлибр это французское слово, которое в дословном переводе означает «свободный стих». Таким образом, слова верлибр и свободный стих – это синонимы. Один из основоположников русского верлибра Владимир Бурич практически никогда не пользовался словом верлибр, используя термины «свободный стих» и «свободная поэзия», а себя называл не верлибристом, а «уитменистом» - по имени основоположника верлибра, американского поэта Уолта Уитмена. 

А вот маэстро русского верлибра Карен Джангиров наоборот предпочитает именно термин верлибр, а себя называет поэтом-верлибристом, настаивая на том, что данная терминология более точна.


Верлибр это форма стихосложения, отличающаяся отсутствием или частичным отсутствием рифм, непостоянством ритма, непредсказуемой сменой мер повтора. Верлибр не подчиняется правилам канонического стихосложения, но при этом имеет такие признаки стиха, как разбиение на строки, написание слов в строках с заглавной буквы,
Сегодня принято выделять три вида верлибра – акцентный стих, белый стих и вольный стих.


Акцентный стих

Акцентный стих (также его называют тоническим стихом или ударником) – это форма стихосложения, которая строится на равном количестве ударений в каждой строке. При этом количество промежуточных безударных слогов может быть любым и располагаться в совершенно вольном порядке. Акцентный стих может быть как рифмованным, так и нерифмованным.  Верлибром считается акцентный стих без предсказуемой фонетической поддержки, то есть – без рифмы. 


Так, многие русские былины и сказы написаны именно свободным акцентным стихом. Яркий пример акцентного стиха – «Сказка о попе и его работнике балде» Александра Пушкина. Также образцы акцентного стиха можно найти в творческом наследии поэтов серебряного века, например А.Блока, З.Гиппиус, В. Маяковского, А. Белого, С.Есенина. В современной культуре акцентный стих широко представлен в рэп – поэзии. Правда, реперы обязательно рифмуют свои тексты, так что назвать реп верлибром нельзя.

Белый, белый, совсем горячий

Белый стих – форма стихосложения для которой характерно отсутствие рифмы, но при этом легко угадывается какой-либо классический стихотворный размер, например белый ямб, белый анапест и т.п. В русской литературе белый стих получил распространение в 18-19 веках. 

Так, белый стих можно найти у Александра Пушкина. В частности, его  «Маленькие трагедии» написаны именно белым стихом, а точнее – белым ямбом. Позже поэт, работая над «Песнями западных славян» отказался и от ямба. Александр Пушкин вообще прочил белому стиху большое будущее. Так, уже незадолго до трагической дуэли на Черной речке поэт писал, что, по его мнению, со временем вся русская поэзия перейдет на белый стих, поскольку в русском языке слишком мало рифм. 


Если Пушкин, чей словарный запас превышал 21 тысячу слов (для сравнения – лексикон среднего россиянина сегодня не превышает 5 тысяч слов, а многие выпускники школ прекрасно обходятся и 1000 слов), считал что в великом могучем мало рифм, то к этому мнению стоит прислушаться. 

Пушкин был прав, предсказывая кризис рифмованной поэзии – в 20 веке вся западная поэзия практически полностью перешла на верлибр. Так, сегодня более 70% западноевропейской и американской поэзии  - это свободный стих. Думаю, что русский гений не сумел предсказать наступление эры верлибра лишь потому, что этот термин появился только после смерти поэта.

Вольному - воля

Вольный стих не стоит путать со свободным стихом – это совершенно разные термины. Вольным стихом принято называть поэтическую форму отличающуюся неурегулированным перепадом стопности,  при этом  стихи неравной длины сочетаются свободно  Вольный стих – излюбленная поэтическая форма баснописцев. Именно поэтому вольный стих часто называют басенным стихом. Практически все басни известного русского баснописца Крылова написаны вольным ямбом.


Пример вольного стиха можно найти у все того же Александра Пушкина. В частности его стихотворение «Погасло дне́вное светило…» - это классический вольный ямб. Нерифмованный вольный стих и есть верлибр.

Тайна четвертой стороны

Если вы умеете писать стихи – не спешите называть себя поэтом. Стихосложение и поэзия – разные понятия. Первое это искусство, мастерство. Второе – таинство, которое является составляющей любого искусства. Поэзия может присутствовать в стихах, а может и не присутствовать – все зависит от того, является их автор поэтом или просто стихотворцем. 

Поэзия – и есть та, четвертая сторона верлибра, которая, согласно формуле Ольги Колесниковой, всегда повернута внутрь. Почему внутрь? Верлибр – повествователен. Он не предназначен для коллективного чтения, для чтения перед толпой. Верлибры нужно читать в одиночестве и тишине, их нужно читать медленно и вчитываясь в каждое слово. Только так вы сможете уловить особый ритм верлибра, прочувствовать ритмическую структуру его текста,  все его паузы, которых не бывает в классических стихах,  насладится гармонией дистанций, уравновешивающих объем реализуемой мысли. Верлибр это стих, свободный от таких условностей искусственного канонического стиха, как рифма и размер, имеет целый ряд своих правил. Например, в верлибре большое значение имеют паузы, подчеркивающие смысловую нагрузку определенных слов, звук, делающий стихотворение музыкальным, гравитационная составляющая текста, без которой даже самый тонкий и глубокий верлибр останется просто стихотворением, в котором отсутствует поэзия.


Возможно, Вам также будет интересно:

Русский верлибр: научное обоснование феномена свободного стиха

Верлибры: что это такое?

Как написать верлибр: несколько советов

История верлибра: Свободный стих в русской литературе

Вначале был верлибр

Карен Джангиров: классика русского верлибра

Франц Кафка: безумие и нереальность современного мира

5 мифов о верлибре

Этот свободный-свободный стих

Поэзия Евромайдана: стихи украинской революции

Что такое верлибр: понятие и особенности свободного стиха

5 комментариев:

  1. Интересная статья: всё объясняется очень просто, хорошим, доступным языком.
    Большое спасибо, Светлана!

    ОтветитьУдалить
  2. Наконец я вернулась, правда, под другим именем. Но все в жизни течет и изменятеся:-)
    Соскучилась и читаю просто "в захлеб"
    Спасибо!

    ОтветитьУдалить
  3. Да познавательно лично для меня я даже и слово такое не знал.

    ОтветитьУдалить
  4. было бы не плохо разбавить статью примерами,без них как то сухо

    ОтветитьУдалить